на главную страницу

 

О ТАМОЖЕННЫХ БРОКЕРАХ

 

На вопрос, доверять оформление груза на таможне брокеру или делать это самостоятель­но, трудно ответить однозначно.

Слишком много нюансов. Попробуем разобраться, в каких случа­ях имеет смысл обращаться к аутсорсингу, а ког­да проще завести своих специалистов.

Согласно российскому законодательству декларантом на таможне может выступать как сама органи­зация, перемещающая товары, так и таможен­ный брокер.

От имени организации выполнять операции по таможенному оформлению может ее представитель, то есть работник, имеющий соответствующую доверенность,

подписанную руководителем и главным бухгалтером.

Имей­те в виду: представитель декларанта не обязан сдавать экзамен на получение квалификацион­ного аттестата специалиста по таможенному оформлению.

Таможенный брокер - это юридическое лицо, занимающееся таможенным оформлени­ем товаров и транспортных средств своих клиен­тов. Такая организация должна быть включена в Реестр таможенных брокеров и иметь в штате не менее двух аттестованных специалистов по та­моженному оформлению (аттестация проводит­ся ФТС России). Кроме того, брокер должен обе­спечить уплату таможенных платежей в размере 50 млн. рублей и заключить договор страхования риска своей гражданской ответственности на сумму не менее 20 млн. рублей. Все это - усло­вия включения в Реестр таможенных брокеров.

Взаимоотношения брокера с клиентом строятся на основе нотариально удостоверенно­го договора. Деятельность таможенного брокера заключается в совершении

от собственного име­ни операций по таможенному оформлению груза и выполнении других посреднических функций в области таможенного дела - за счет и

по по­ручению представляемого лица. Специалист по таможенному оформлению действует от имени

брокера, а сведения и о брокере, и о его пред­ставителе указываются в грузовой таможенной декларации - ГТД.

А может, сами?

Именно этот вопрос задают себе участники ВЭД, решая вопрос обращаться за помощью к таможенному брокеру или нет.

С одной стороны, за услуги посредника нужно платить, и немало. С другой, есть ли шанс справиться с "растаможкой" своими силами.

"Человеку, который впер­вые будет заполнять ГТД, сделать это нелегко. При оформлении декларации применяются раз­личные классификаторы,

содержащие специ­альные цифровые коды, которые используются для унификации заявляемых в ГТД сведений, их стандартизации и пригодности

для электронной обработки. Все это нужно знать. Также довольно сложно разобраться в определении таможенной стоимости товаров и рассчитать суммы пла­тежей.

Затратно покупать и специальное про­граммное обеспечение. Разумеется, фирме, у которой, например, одна импортная поставка в квартал,

не имеет смысла вникать во все эти проблемы, приобретать программы. Гораздо проще обратиться к брокеру", - уверен одни из руководителей

транспортно-экспедиционной компании. Согласен с ним и создатель информаци­онного портала для участников ВЭД Кирилл Григорьев.

По его мнению, зачастую предпри­ятия, по тем или иным причинам не имеющие опыта и квалифицированного персонала в сфере ВЭД

(например, те, для кого она не относится к числу основных), пытаясь самостоятельно рас­таможить груз, не могут правильно собрать и оформить все документы.

При этом, как прави­ло, товар уже прибыл на территорию России и, грозя владельцу нешуточными убытками, пылится на СВХ. Результат - непредвиденные расходы,

задержки с исполнением контрактных обяза­тельств, натянутые отношения с контрагентами и т. д., и т. п.

Но ведь результат этот достигнут не зловредностью таможни, а безграмотностью самого участника ВЭД.

Во многих фирмах "растаможкой" занимаются люди, не имеющие специального образования и необ­ходимых знаний. До поры до времени, пока все идет нормально,

организация довольна, что эко­номит на услугах брокера. Но при возникновении нестандартной ситуации такой "специалист", не зная законодательства или каких-то

моментов и нюансов, просто не сможет быстро ее решить. Как результат, лишние часы хранения груза, зна­чит - и дополнительные и весьма существенные

денежные затраты. Но есть и другая позиция. Вот что расска­зал таможенный декларант одной из крупных компаний-импортеров:

"Наша организация сама проводит таможенное оформление грузов. Это удобнее по ряду причин. Во-первых, выгоднее, ведь каждая коммерческая компания настроена минимизировать расходы, а пользование услуга­ми брокеров при таможенном оформлении при­водит к дополнительным расходам.

Во-вторых, по моему мнению, при самостоятельном оформ­лении мы можем оперативнее реагировать на изменения обстановки или нестандартные си­туации на таможне,

так как контроль за "раста­можкой" осуществляется первым лицом - самой компанией, а не посредниками".

Истина, как всегда, где-то посередине. Крупные компании-импортеры вполне могут по­зволить себе содержать штат квалифицирован­ных специалистов,

занимающихся таможенным оформлением ничуть не хуже посредников. Дей­ствительно, вряд ли нужен собственный тамо­женный декларант фирме, которая оформляет

одну партию товара в полгода. В такой ситуации проще обратиться к брокеру. Но не рискует ли компания, прибегая к помощи посредника, "на­рваться" совсем не на такого профессионала, каким он представляет себя в рекламе?

Три цвета брокеров

Самые низкие цены на услуги, естественно, у "черных" таможенных брокеров. Демпингуют они оттого, что не несут практически никаких за­трат: они не включены в Реестр таможенных бро­керов, у них нет обеспечения уплаты таможенных платежей, их деятельность не застрахована. Эти лица просто имеют так называемые неформаль­ные

связи среди таможенных чиновников. Начи­ная работать с "черным" брокером, предприни­матель действует, как говорится, на свой страх и риск. Тем не менее многие компании привлекает не только низкая стоимость услуг, но и обещание брокера оказать некие дополнительные услуги, например помочь снизить таможенные платежи. Что же он может порекомендовать? Наиболее распространены следующие способы умень­шить расходы: занизить вес, количество и реаль­ную стоимость товаров, заведомо неправильно

определить код товара и указать неверные дан­ные о его происхождении, создать фирму-одно­дневку под поддельный контракт.

В самом деле, почему бы такому брокеру не давать советы, пусть и незаконные? Ведь он не несет никакой ответственности, в отличие от "дорогого белого" коллеги.

Если "белый" брокер проводит таможенное декларирование то­вара от своего имени, то "черный" действует от имени клиента.

При малейших проблемах такой посредник способен "раствориться в тумане", а компании придется расхлебывать заваренную брокером кашу. Хорошо, если дело кончится привлечением к административной ответственности по статье 16.2 КоАП РФ, по которой чаще всего наказывают участников ВЭД. Ведь, в принципе, желающих сэкономить могут привлечь к ответственности и по УК РФ.

"Предпочитаю обращаться к услугам про­фессиональных брокеров, - говорит руководи­тель подмосковной компании-импортера.

- Ни для кого не секрет, что указы и инструкции как будто одинаковы для всех, а зачастую на каждом таможенном посту их трактуют по-разному,

"за­крывая то левый, то правый глаз" и толкая тем самым компании на взятки. Даже если захочешь самолично пройти всю мороку таможенных про­цедур, помыкаешься

при такой системе и от­правишься все равно к таможенному брокеру. Он же - звено той же цепи, то есть узаконенная взятка таможенникам.

Вы думаете, почему у них все так быстро? Нет, никаких "черных" брокеров не нанимаем. Повторю еще раз: работаем только с профессионалами, включенными в

Реестр та­моженных брокеров. Уж если платить, то хоть за какие-то гарантии".

Согласно законодательству при осущест­влении таможенного контроля и таможенного оформления брокер выполняет все обязанности и несет ответственность,

как если бы он само­стоятельно перемещал груз через таможенную границу РФ. Таким образом, посредник отвечает за правильность определения таможенной сто­имости, достоверность документов и сведений, используемых для этого, за расчет таможенных платежей. Иногда брокеры не брезгуют, кроме основных функций, и кое-какими

не совсем за­конными действиями. Это так называемые се­рые брокеры, к которым, по мнению экспертов, можно отнести большинство посредников.

В общем, даже при обращении к брокеру импорте­рам "расслабляться" нельзя.

Уловки посредников

Полезно быть в курсе махинаций, которыми не гнушаются не только "черные", но и "белые" брокеры. При заключении договора нужно вни­мательно изучить свидетельство посредника о включении в Реестр таможенных брокеров. По закону, таможенный брокер может ограничивать сферу своей деятельности, например, опреде­ленными категориями товаров в соответствии с ТН ВЭД, видами транспорта или регионом. Эти ограничения должны быть указаны в свидетель­стве. Если брокер собирается заниматься тем, что там не прописано, добиваться от него ком­пенсации в случае чего придется лишь в суде. Ведь осуществлять деятельность за пределами ограничений брокерам запрещено.

Компаниям, которые платят брокеру за каждую оформленную ГТД, необходимо обра­тить внимание на следующее. Нередко в таких ситуациях недобросовестные брокеры, стремясь заработать, заполняют несколько деклараций на один и тот же груз. Между тем на груз от одного отправителя в адрес одного получателя, отправ­ленного по одному контракту, можно заполнять только одну ГТД с любым количеством дополни­тельных листов.

Еще одна брокерская уловка для рассеян­ных клиентов. Под видом договора о выполнении посреднических услуг организации, как ни в чем не бывало, "подсовывается" на подпись договор об оказании консультационных услуг. При этом таможенное законодательство не регулирует предоставление подобных услуг. В спорной ситу­ации доказать свою правоту с таким договором будет очень и очень непросто. Помните, будни начинающего участника ВЭД полны приключе­ний и открытий.

 

                    на главную страницу

Hosted by uCoz